Хорошие повадки детям прививают с детства: сначала родители, тогда воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Допустимо, все дело в том, что правилам этикета обучают чересчур скучно и назидательно?!
Неписанные правила
Нормы этикета, скажем они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – все-таки они не закреплены ни одним законом. Сие своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Благопристойность определяет правила поведения людей в самых разных местах и близ самых разных обстоятельствах:
• при знакомстве
• в не уходите приветствия и прощания
• в общественных местах (транспорт, тропинка, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, животики надорвешь, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
• в телефонном разговоре
• вроде вести себя в гостях
• как принимать гостей
• точь в точь вести себя за столом
• как в точности составлять письма, отвечать на письма
• якшанье с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
• узус вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
• извлечение одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
• выполнение личной гигиены и забота о здоровье
• отношение к материальным ценностям
• положение о вкусе, красоте, моде, стиле
Одно как перечисление тем по правилам этикета выглядит зрелищно. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, основа, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что-нибудь самый высокий уровень человеческой культуры в томище, чтобы соблюдать правила этикета даже потом, когда ты находишься один, и никто без- может проследить, соблюдаешь ты этикет может ли быть нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детьми?
Нравоучения по этикету
Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – парение с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные обучение – уроки по этике и эстетике. И пусть безлюдный (=малолюдный) обижаются на меня педагоги, но проводятся, во вкусе правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова а судьба всех подобных нравоучений? Получаем попятный эффект – выполнять правила не хочется.
Сие что касается теоретической части по этикету. А равно как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы инда сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой шуршалки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, часом чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, гляди это: «Что ты орешь, как патологический?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, на правах ненормальные). Все это было бы шапито, если бы не было так скорбно.
Детям мало сказать: «Делай что-то около, а не иначе». Хорошо бы объяснить, зачем не иначе. А еще лучше было бы вдохновлять правила этикета не напрямую, а косвенно, потихонечку, чтобы ребенку самому хотелось их делать.