Обычно слово «возрастной кризис» ассоциируется у нас с нелегкой взрослой жизнью. Но, оказывается, он бывает и у детей. И главное, что нужно для себя уяснить, – после любого пика наступает период спокойного и стабильного развития. До следующего раза. А кто обещал, что будет легко? Впрочем, не так уж страшен кризис, как его малюют, если вы будете четко представлять, что и почему происходит с вашим ребенком.
Традиционно принято выделять кризис одного года, трех и семи лет. Что касается знаменитого подросткового кризиса, то возраст для него определить достаточно трудно – каждый ребенок развивается по своему пути. Поскольку подростковый возраст весь целиком, за редкими исключениями, нестабилен, то признаки кризиса могут возникать в разное время, начиная с десяти-одиннадцати лет.
Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период – вопрос «кто я?». Второй вопрос любого кризиса «Что могу?». Способности, умения и возможности детей возрастают непрерывно. С каждым днем ваше чадо становится все более самостоятельным. Но ответьте себе честно – готовы ли вы к такой возрастающей самостоятельности?
Например, папе и маме кажется, что малыш совсем еще кроха, ему только одиннадцать месяцев, ходить еще рано, пусть ползает в манеже. А малыш плачет, ему хочется отправиться изучать все в доме, он начинает делать шажки, хнычет и требует, чтобы кто-то всегда был рядом, помог, поддержал. Или трехлетнему ребенку хочется самому, без мамы и бабушки решить, когда ему пора одеваться, а когда – гулять. Мы, взрослые, считаем, что малыш еще слишком мал, чтобы принимать решения, настаиваем на своем и получаем в ответ упрямство, капризы, слезы… И недоумеваем: «Что это с ним происходит? Только вчера был послушным и спокойным ребенком?».
Но так ли замечательно быть послушным? Всегда слепо и буквально выполнять «рекомендации» и «советы», которые сыплются на тебя со всех сторон: от бабушки и мамы, потом от воспитательницы, учителей, друзей, мужа или жены, соседа или начальника? Правда, вам не хотелось бы, чтобы ребенок пошел по этому пути? А это означает, что придется смириться с непослушанием, с тем, что ребенок учится высказываться и делать по-другому, по-своему, не так, как вы объясняли и просили.
Теперь вы знаете, что ваш малыш «упражняется» в новом поведении, и такое поведение совершенно необходимо ему для дальнейшего роста и развития.