«Жадным быть нехорошо» — эта установка настолько прочно сидит в нас, что порой мы автоматически начинаем бить тревогу, стоит лишь ребёнку заикнуться «не дам». Но процесс воспитания зиждется на трёх китах:
— разобраться в актуальной ситуации,
— соотнести с возрастом,
— просчитать последствия своих воздействий.
И в этих рамках под личиной «жадность» может скрываться масса детских реакций, желаний и потребностей.
Основной момент, пожалуй, – понимать, что есть определённый возрастной период, когда ребёнку можно и даже нужно побыть «жадиной». У младенцев нет чувства собственничества, чаще всего они безразлично или с интересом наблюдают за тем, как другие дети берут их вещи, скажем, погремушку. А 1,5-3 года — вот оно, время разгула жадности. Оно практически совпадает с возрастным кризисом «Я сам!», что доставляет мамам и папам немало хлопот. Ребёнок научается отделять себя от матери и остального мира и с удивлением и радостью понимает, что у него есть свой собственный мирок. Своя кроватка, кружка, тарелка, игрушки, свой уголок для игр. Это огромное завоевание для маленького человека, и он будет защищать его изо всех сил. Главное правило данного момента — поддержать. Хоть и звучит это странно, но – да, поддержать ребёнка в жадности, в том, что он имеет право не делиться, если не хочет. Подчеркну: не настраивать специально, мол «это твоё, никому не давай!», но уважать право своего малыша не отдать товарищу свою лопатку, даже если тот сказал «волшебное слово». Будьте рядом, вселяя в маленького человека спокойную уверенность в том, что он может распоряжаться своими вещами сам, как хочет. И что если он кому-то скажет твёрдое «нет» — мир от этого не разрушится. Не бойтесь вырастить из него эгоиста – эгоистами становятся совсем не поэтому.
Ближе к двум годам начинайте объяснять своему «жадине», что есть разные формы сотрудничества. Что можно не дать другу лопатку, но предложить ведёрко. Мотивируйте тем, что дружба – это здорово, что хочется помочь тому, кто плачет и так далее. Обучение компромиссам – дело очень трудоёмкое. Попробуйте показать малышам, как можно честно меняться игрушками. Как договариваться о времени (можно взять лопатку, пока мы катаемся на качелях). К сожалению, на эти коммуникации в стандартных детсадах и яслях обращают мало внимания, главным образом из-за того, что детей много, а воспитатель один. Поэтому обучение эффективному взаимодействию полностью ложится на плечи родителей.
Резюмируя: помогите своему ребёнку в этом сложном возрасте нащупать свои границы и научиться их отстаивать. Хитростям игр, в которые играют люди, он быстро обучится в социуме. А вот умение постоять за себя, за своё имущество, за свои взгляды закладывается как раз в эти годы и развивается в последующем.
После трёх лет можно начинать приучать ребёнка к щедрости. Для этого родители обращаются к играм, мультфильмам и сказкам на тему жадности, подают собственный пример. Если же в возрасте 6-7 лет ребёнок остаётся патологическим собственником, то это уже повод обратиться к детскому психологу, так как проблема, скорее всего, лежит глубже.