Как научить детей заботиться о себе

Смысл воспитания родителями своего ребенка заключается в том, чтобы подготовить его ко взрослой жизни, научить заботиться о себе. В первую очередь, сформировать привычку самостоятельно принимать решения и нести ответственность за совершенные поступки.
Фундамент такой рассудительности и самостоятельности закладывается еще в раннем возрасте. Начинается все с умения самому держать ложку и кружку, самостоятельно принимать пищу и чистить зубы, одеваться и убирать игрушки. И главную роль в воспитании этих привычек должны сыграть взрослые люди, которые взаимодействуют с ребенком.

Беседуя со своим сыном или дочкой, родители должны объяснить, почему так можно поступать, а так – нельзя, к каким последствиям может привести тот или иной поступок. Например, если ребенок одевается на улицу, стоит объяснить, почему важно одеваться по погоде. Если переходит улицу, то важно объяснить, почему надо дождаться зеленого сигнала светофора. И на вопрос ребенка «почему», не ограничиваться двумя словами «так надо».

До шести лет ребенок находится в полной психологической зависимости от родителей. Это самый благодатный возраст для формирования положительных качеств и свойств личности. Малыш старается подражать манерам поведения окружающих его взрослых, поэтому следует максимально использовать это время, чтобы показать ребенку все самое лучшее, что есть в окружающем нас мире. Надо стараться подталкивать ребенка к принятию самостоятельных решений и доверять ему. Например, можно позволить взять в садик ту игрушку, которую он выбрал, надеть ту одежду, которую захотел, даже если с этим решением Вы не согласны.

У детей старше 6 лет проявляется способность совершать уже обдуманные поступки. Они способны анализировать поступки, не только отталкиваясь от последствий, какие они повлекли, но и учитывать внутренние мотивы человека, который совершил то или иное действие. Умение ребенка понимать внутренние мотивы поступков как своих, так и чужих является фундаментом будущей ответственности. Обучение в школе постоянно повышает ответственность ребенка, стимулирует развитие самостоятельности. В это время у ребенка должны появиться личные обязанности, которые он должен неукоснительно исполнять. Например, опрятный внешний вид, порядок на рабочем месте, бережное отношение к игрушкам и книгам… Самостоятельное планирование своего времени позволит ему ощутить с одной стороны свободу, а с другой — ответственность за организацию времени и принятые решения. Чрезмерная родительская опека в этот период ликвидирует право ребенка на самостоятельность, на планирование личного времени и свободный выбор. Такое отношение родителей мешает ребенку прислушиваться к самому себе и чувствовать себя самостоятельной личностью.

С 10-летнего возраста основным критерием для оценки личностных способностей и качеств становится среда сверстников. Среди своих одноклассников подростки учатся отстаивать свое мнение, находить в себе слабые и сильные стороны, учатся самоутверждаться.
Из года в год, постепенно взрослея, ребенок разными путями нащупывает свое место в этом мире, ищет свои способы взаимодействия с ним, вырабатывает свои манеры. Главной задачей родителей в этом вопросе является сделать все возможное, чтобы их требования к ребенку переросли в требования ребенка к самому себе.

Признавайте право ребенка быть таким, каков он есть. Уважайте его личность вне зависимости от школьных успехов или неудач, от его способностей и талантов. Ну и напоследок, помните, что дети берут пример только с нас, со взрослых. Поэтому без долгих разговоров убедить ребенка одеть зимой перчатки на улицу или пристегнуться ремнем безопасности в автомобиле можно и личным примером.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий