Если ребенок левша

Чтобы определить правша ребенок или левша, достаточно провести несколько несложных тестов. Психологи советуют, например, присмотреться какой рукой ребенок берет ложку, какой рукой рисует. Можно попросить его похлопать в ладоши. Правша хлопает правой рукой по неподвижной левой, а левша – наоборот. Кроме этого, если ребенок скрестит руки на груди, то у левши левая рука будет лежать сверху, а у правши наоборот. Можно попросить малыша отвинтить крышку у бутылки и присмотреться, какая рука будет активной при выполнении этой операции. Можно понаблюдать какой рукой он возьмет со стола предмет. Таких несложных тестов сейчас разработано великое множество. Все они окажут помощь при определении леворукости или праворукости ребенка. Но устанавливать, какая у ребенка рука является ведущей, целесообразно в возрасте 4-5 лет. Дело в том, что до этого времени малыш может равноценно использовать как левую, так и правую руки. Например, ложку держит в правой руке, а мячик бросает левой. Такое равноценное участие обеих рук в деятельности ребенка свидетельствует о том, что оба полушария его головного мозга развиваются равномерно. И только в четырех-, пятилетнем возрасте одно из них начинает доминировать, а ребенок соответственно отдаст предпочтений одной из рук.

Правое полушарие мозга имеет центры, которые отвечают за восприятие музыки и зрительных образов. Иначе говоря, правое полушарие мозга отвечает за эмоциональную сферу. Левое полушарие связано с умением человека считать, писать, читать. Поэтому оно отвечает за аналитические способности человека. Правое полушарие мозга управляет левой стороной человека, а левое — руководит правой. Иными словами у леворуких людей правое полушарие мозга является преобладающим. Но поскольку головной мозг работает как единое целое, то речь идет не о механическом разделении его функций, а лишь о преобладании у каждого конкретного человека тех или иных тенденций. Так, например, есть основания полагать, что леворукие люди обладают большими способностями к творчеству и большей развитостью эмоциональной сферы, чем правши. Отсюда и вытекают особенности организации обучения для леворуких детей. Поскольку леворукость – это распоряжение мозга, а не каприз малыша, то его нельзя насильно переучивать, заставляя пользоваться только правой рукой, потому что смена руки является серьезной перекройкой биологической функции мозга.

Родители должны относиться спокойно к тому факту, что их ребенок является левшой и знать определенные нюансы в организации его учебной деятельности. В классе левша должен сидеть только с левой стороны парты, чтобы ему не мешала рука соседа. Тетрадь надо положить под наклоном вправо. Правый нижний угол ее страницы, над которой трудится ребенок, должен быть направлен к середине его груди. Правой рукой он должен придерживать тетрадь.
Свет на рабочем месте должен падать справа налево.

На уроках письма леворуким малышам может потребоваться больше времени для овладения необходимыми навыками. У таких детей может наблюдаться феномен «зеркального письма». Когда вместо слова «лампа» в тетрадке пишется «апмал». Могут дети путать похожие по форме буквы – «С» с «Е», «Э» с «З». За такие ошибки ребенка ругать не стоит. Для лучшей идентификации трудных букв лучше попытаться найти «похожесть» графического начертания буквы с картинкой. Например, буква «О» похожа на огурец, воздушный шарик, «Ш» — на грабли и т.д. Поскольку у левшей преобладающим является образное мышление, то все объяснения лучше всего подкреплять зрительными образами: картинками, рисунками, различными наглядностями.

Все нюансы в обучении левши при грамотном подходе легко разрешимы. Главное — с пониманием относиться к особенностям леворукого ребенка и оказывать ему поддержку при возникновении трудностей. И помнить, что многие великие люди тоже были левшами: Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий